Анализ работы с обращениями граждан, представителей организаций и жалобами, поданными в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства за 1 квартал 2018 года.

В соответствии с приказом ФССП России от 01.10.2013г. № 310 «Об утверждении Порядка представления территориальными органами ФССП России информации о работе с обращениями граждан, представителей организаций и жалобами, поданными в порядке подчинённости, по вопросам исполнительного производства» Управлением ФССП России по Ивановской области (далее-Управление) по итогам работы за 1 квартал 2018 г. проанализированы результаты работы с обращениями и жалобами, поданными в порядке подчиненности.

 

  1. Результаты работы с обращениями граждан и представителей организаций

     

Работа по рассмотрению письменных и устных обращений заявителей и представителей юридических лиц является одним из приоритетных направлений деятельности Управления и направлена на защиту прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также законных интересов сторон исполнительного производства и заинтересованных лиц.

Поступающие в 2018 г. обращения граждан и представителей юридических лиц в Управлении регистрировались и рассматривались в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010г. № 682.

За 1 квартал 2018г. в Управление поступило 213 обращений, что на 19,2% больше, чем за АППГ (172).

Одним из основных факторов, повлиявших на увеличение количества поступивших обращений является, поступление в первом квартале 34 обращений от взыскателя АКБ «Инвестторгбанк», что составляет 15,9% от количества поступивших в первом квартале 2018г. обращений. Во всех своих обращениях по мнению взыскателя судебным приставом-исполнителем не проведен необходимый комплекс мероприятий и исполнительских действий, направленных на исполнение должником судебного акта.

Однако, в ходе рассмотрения обращений, установлено, что судебными приставами-исполнителями предпринят весь комплекс мероприятий и исполнительских действий, направленный на исполнение должником судебного акта. По результатам рассмотрения все обращения признаны необоснованными.

С целью исключения фактов поступления обращений от АКБ «Инвестторгбанк»проведено рабочее совещание. По итогам проведенного рабочего совещания принято решение о том, что все возникающие вопросы решать в рабочем порядке с сотрудниками отдела правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан, а также с судебными приставами-исполнителями.

Также с целью сокращения количества обращений граждан Управлением принимаются такие меры как:

- в целях повышения эффективности работы по фактическому исполнению требований исполнительных документов, обеспечения качественного взаимодействия структурных подразделений Управления со сторонами исполнительного производства и иными гражданами и представителями организаций посредством телефонной связи Управлением издан приказ № 378 от 10.12.2015 г.

В соответствии с указанным приказом закрепленные для информирования граждан и представителей организаций телефонные номера указаны в ведомственном классификаторе структурных подразделений территориальных органов и центрального аппарата ФССП России (ВКСП) в подсистеме НСИ АИС ФССП России в реквизитах «Телефон справочной службы».

Начальниками отделов - старшими судебными приставами обеспечена постоянная работа выделенного телефонного номера в рабочее время посредством установления дежурств должностных лиц структурных подразделений Управления.

Гражданам и представителям организаций предоставляется справочная информация в порядке ст.6.1 ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случаях невозможности предоставления заявителю необходимой справочной информации по объективным причинам, должностным лицом обеспечивается обратная связь, если заявитель желает, получит информацию о ходе исполнения исполнительного производства, не входящую в перечень ст.6.1 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обеспечивается его запись на личный прием к судебному приставу-исполнителю или старшему судебному приставу для получения необходимой информации и ознакомления с материалами исполнительного производства.

- специалистами правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан Управления осуществляется беспрерывный прием телефонных звонков от граждан, в целях оперативного разрешения вопросов, возникающих у граждан, что предотвращает последующее поступление письменных обращений в Управление;

- в целях устранения выявленных в ходе рассмотрения обращений нарушений законодательства об исполнительном производстве, а также в целях обеспечения исполнения требований соответствующих исполнительных документов должностными лицами структурных подразделений, специалистами Управления даются устные и письменные указания, направленные на устранение выявленных нарушений, с последующим контролем их исполнения.

- изучение и обобщение результатов работы рассмотрения обращений и направление соответствующих аналитических обзоров в структурные подразделения;

- проведение занятий с вновь принятыми сотрудниками структурных подразделений по изучению Федерального закона от 02.10.2007г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», оказание методической и практической помощи;

В отчетном периоде рассмотрено 162 обращения или 65% от общего количества находившихся на рассмотрении обращений, в аналогичном периоде 2017 г. — 79,4% или 166 обращений.

Управлением ведется работа по урегулированию разногласий на стадии рассмотрения обращений и недопущение нарушений в дальнейшем.

Отозвано 33 обращения, что составляет 13,2% от числа находившихся на рассмотрении АППГ(11 обращений или 5,2%).

Вместе с тем, в 2018 г. отмечается снижение общего количества обращений, признанных обоснованными, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 3 до 1), а также отсутствие в 2018г. и аналогичном периоде 2017 г. обращений, признанных повторно обоснованными.

Анализ удовлетворенных обращений показал, что судебные приставы-исполнители не всегда должным образом осуществляли проверку имущественного положения должников по исполнительным документам, как по месту регистрации, так и по месту фактического проживания, не применяют полный комплекс мер, предусмотренный федеральным законодательством.

Важную роль в сокращении количества обращений играет практика личного приема, в ходе которого гражданам и представителям юридических лиц разъясняются нормы действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения судебных актов и актов иных органов. Сложившаяся практика работы по рассмотрению обращений свидетельствует о том, что рассмотрение устной жалобы в большинстве случаев обеспечивает быстрое реагирование на допущенное нарушение, приводит к разрешению спорных вопросов без оформления письменных обращений и жалоб.

Особое внимание уделяется личному приему граждан руководством Управления ФССП России по Ивановской области.

Так за 1 квартал 2018г. на личном приеме в Управлении принято 382 гражданина (АППГ - 231), в том числе: непосредственно в территориальных отделах судебных приставов Управления 362 (за АППГ - 203).

Главным судебным приставом Ивановской области принято 8 граждан, АППГ 12 граждан. Таким образом, количество принятых граждан в первом квартале 2018г. по сравнению с первым кварталом 2017 увеличилось более чем 40%.

Также в 2018 проведен 1 совместный прием граждан руководителем Управления с представителями территориальных органов исполнительной власти, а именно:

1 прием с Главным федеральным инспектором в Ивановской области в приемной Президента Российской Федерации, в результате принято 3 граждан.

Также для поддержания обратной связи с населением в Управлении ФССП России по Ивановской области проводятся «прямые линии» и «Дни открытых дверей», в ходе которых гражданам разъясняются нормы действующего законодательства.

В ходе приемов для оценки эффективности деятельности Управления проводится опрос граждан.

Выездной прием граждан в 2018г. в Управлении осуществлялся в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказа Управления «Об организации выездных приемов граждан и представителей организаций в УФССП России по Ивановской области».

Выездные приемы граждан должностными лицами аппарата Управления в 2018г. осуществлялись в соответствии с утверждаемыми, раз в полугодие, главным судебным приставом Ивановской области графиками выездных приемов, как в рабочее время, так и в вечернее время и выходные дни.

Информирование граждан о проведении выездных приемов граждан осуществлялось посредством размещения объявлений в средствах массовой информации, теле- и радио каналах области, на интернет — сайте Управления официального сайта ФССП России и т.д

Проблем, связанных с организацией и проведением личного приема граждан и выездных приемов граждан в 2018г. не возникало, все мероприятия осуществлялись в рамках требований законодательства Российской Федерации по данному направлению деятельности и организационно-распорядительных документов ФССП России и Управления.

В целях информирования граждан о проведении личного и выездного приема граждан в Управлении, на электронном терминале, стендах, размещенных у входа в Управление и территориальных отделах размещалась информация о приеме должностными лицами Управления граждан, номер телефон доверия, образцы документов (в том числе образцы обращений и жалоб, поданных в порядке подчиненности).

Также для поддержания обратной связи с населением в Управлении проводятся «прямые линии» и «Дни открытых дверей», в ходе которых гражданам разъясняются нормы действующего законодательства.

 

2. Результаты работы по рассмотрению жалоб,

поданных в порядке подчиненности

 

В отчетном периоде в Управление поступило 357 жалоб, поданных в порядке главы 18 Закона (далее — административные жалобы), что на 15,4% больше показателя за 1 квартал 2017 г. (302), из них 78,4% подано старшему судебному приставу (280 жалоб), для сравнения, за 1 квартал 2017 г. — 261 жалоба или 86,4%, 26,8% - главному судебному приставу Управления или 96 жалоб, (АППГ 63 жалоб или 20,8%).

Одним из основных факторов, повлиявших на увеличение количества поступающих жалоб является особенность порядка рассмотрения административных жалоб, в частности более короткий срок принятия решения, по сравнению со сроком, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Из числа лиц подавших: взыскателями подано 274 жалобы (72,8%) -АППГ 252 (77,7%), должниками подано 82 жалобы (21,8%) - АППГ 62 (19,1%).

Основными причинами направления жалоб по мнению заявителей является неправомерное вынесение постановлений о возбуждении исполнительного производства, о наложении ареста и иных постановлений, выносимых судебными приставами-исполнителями в ходе исполнительного производства.

В целях сокращения количества рассматриваемых административных жалоб должностными лицами Управления предпринимаются различные действия направленные на их сокращение, в том числе уведомление рассматриваемой категории взыскателей о совершенных по исполнительному производству исполнительных и иных действиях, направленных на исполнение судебного акта, личный контакт с представителями взыскателя, принятие правильного и своевременного решения в рамках исполнительного производства, в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов взыскателей.

В ходе рассмотрения административных жалоб в Управлении и в структурных подразделениях отказано в удовлетворении - 163 жалобы (76,1% от количества рассмотренных) — АППГ 156 жалоб (76,8%), признаны обоснованными 51 жалоба (23,8%) - АППГ 47 жалоб (23,1%).

Причинами удовлетворения жалоб, поданных в порядке подчиненности, является нарушение судебными приставами – исполнителями двухмесячного срока исполнения требований исполнительных документов, ненадлежащая проверка имущественного положения должника, неприменение штрафных санкций к должникам, несвоевременное наложение ареста на имущество, несвоевременная передача имущества на реализацию, нарушение требований ч.ч. 2, 3 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве», отсутствие должного контроля со стороны начальников отделов - старших судебных приставов, а также по мнению заявителей о неправомерном вынесении постановлений  о возбуждении исполнительного производства, о наложении ареста и иных постановлений, выносимых судебными приставами-исполнителями в ходе исполнительного производства; неполучение заявителями процессуальных документов (постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления об окончании исполнительного производства, акта ареста, постановления о расчете задолженности, постановления об обращении взыскания на денежные средства и т. д.).

Управлением ведется работа по урегулированию разногласий на стадии рассмотрения административных жалоб и недопущение нарушений в дальнейшем.

Отозваны заявителями, ввиду устранения нарушений 67 административных жалоб (17,8%) - АППГ 59 (18,2%).

Таким образом, в ходе проведенного анализа установлено, что наиболее эффективно механизм устранения нарушений законодательства и восстановления прав сторон исполнительного производства действует на уровне начальника отдела-старшего судебного пристава, когда обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя позволяет в короткий срок принять либо отменить необходимые процессуальные решения, что впоследствии может привести к отзыву жалобы.

Также эффективное и своевременное реагирование на факты нарушения прав сторон исполнительного производства напрямую влияет на возможность локального урегулирования вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства.

За работой по рассмотрению жалоб осуществляется постоянный контроль со стороны руководства Управления ФССП России по Ивановской области

Контроль производится как посредством обобщения статистической информации и анализа практики, так и путем целевых проверок и оказания практической помощи непосредственно в структурных подразделениях территориальных органов, в ходе которых специалистами аппарата Управления проводится прием граждан, устанавливаются причины обращений, заявителям даются разъяснения норм действующего законодательства.

В целях совершенствования организации работы с обращениями, исключения фактов нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, представителей организаций и жалоб, поданных в порядке подчиненности, по вопросам исполнительного производства, а также выявления и предупреждения фактов сокрытия от регистрации исполнительных документов:

Зональными специалистами отдела правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан посредством ПК АИС ФССП России осуществляется еженедельный контроль сроков и качества рассмотрения обращений в отделах судебных приставов путем проведения камеральных поверок, а также проводится мониторинг обращений, не рассмотренных в течение 25 дней, а также ежедневный мониторинг сроков регистрации исполнительных документов.

Также в Управлении ФССП России по Ивановской области порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц размещен на информационных стендах в административных зданиях, также данная информация размещена на официальном сайте Управления ФССП России по Ивановской области.

Таким образом, Управление ФССП России по Ивановской области продолжит в 2018 г. планомерное и целенаправленное оказание методической и практической помощи структурным подразделениям по надлежащей организации работы по рассмотрению обращений граждан и представителей организаций, обобщение и распространение положительного опыта структурных подразделений.

 

Отдел правового,

документационного обеспечения

и работы с обращениями граждан

Время создания/изменения документа: 24 апреля 2018 18:25 / 02 июля 2019 13:15

Версия для печати